понедельник, 6 октября 2008 г.

Чему нас учит «Школа Жизни» Сократа?


Когда мы говорим о Сократе, то представляем себе босого бородача с всклокоченными волосами, в залатанном-заплатанном хитоне. 
Имя Сократа (в переводе с древнегреческого означающее «сохраняющий власть») стало нарицательным. Сократ, его жизнь и смерть стали символом «любомудрия». 

Сократ (ок. 469–399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. Родился в семье скульптора (каменотеса) Софрониска и повитухи Фенареты. Жил и учил в Афинах, где ему, раскрыв рты и уши, внимательно внимали многочисленные ученики: Платон, Антисфен, Аристипп, Эвклид из Мегары, Ксенофонт…
Сократ участвовал в трех сражениях Пелопонесской войны (432, 424, 422 гг. до н.э.). Разменяв пятый десяток, женился на Ксантиппе, родившей ему трех сыновей – Лампрокла, Софрониска и Менексена.

Учение Сократа знаменует крутой поворот от материалистического натурализма к идеализму. Он опустил философию с небес и сделал ее доступной простым смертным, поставив в центр своего философствования Человека, его сущность.
Об учении Сократа, который ничего не писал, мы можем судить лишь на основании свидетельств Платона и Ксенофонта. По Сократу, строение мира, физическая природа вещей непознаваемы. Познать мы можем только самих себя. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию.

Краеугольные камни философии Сократа – самопознание и нравственность. Профессию философа Сократ сравнивал с профессией своей матери – повитухи, потому и назвал он свой метод извлечения скрытого в человеке Знания с помощью искусных наводящих вопросов «майевтикой» (в переводе с древнегреческого – «повивальное искусство»).

Чему нас учит «Школа Жизни» Сократа? Каковы же они, основные «сократовские истины», иногда называемые принципами Сократа?

• Основным принципом своей философии Сократ избрал страстный призыв дельфийского оракула «Познай самого себя!» (Nosce te ipsum). Эта надпись была начертана на храме Аполлона в Дельфах спартанцем Хилоном. В юности, посетив Дельфы и увидев эту надпись, Сократ был до того взволнован и очарован, что избрал этот призыв своим основным жизненным принципом, дополнив концовкой «…и ты познаешь весь мир». Истинное Знание уже содержится – в скрытом виде! – в человеческой душе, но вывести его на свет сознания каждый должен сам.

• Истина дороже всего. Крылатое выражение «Платон мне друг, но истина дороже» (Amicus Plato, sed magis amica veritas) своим рождением обязано опять-таки Сократу. Ученик Сократа Платон в сочинении «Федон» вкладывает в уста своего учителя такие слова: «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине».

• Основными признаками истинности являются отчетливость и ясность суждений.

• Истина и справедливость – одни и те же для всех, они направляются внутренним голосом, который звучит в душе каждого в «момент истины».

• Высшая цель знания не теоретическая, а практическая – искусство жить.

• Знание – это добродетель. Зло порождается только не-Знанием; никто не бывает злым по доброй воле.

• Я знаю только то, что ничего не знаю (иногда Сократу приписывают такую концовку этого афоризма: «…а другие не знают и этого»). По свидетельству Платона («Апологии Сократа»), Сократ любил повторять этот афоризм.

• Основное занятие человека «по жизни» – это воспитание собственной души путем разумного, нравственного поведения.

• Основным жизненным принципом является обретение истинного Знания и реальная жизнь в соответствии с этим Знанием.

• Нельзя научить высшим добродетелям, им можно только научиться!

• Главные цели педагогики – освобождение человека от всех дурных внешних влияний и создание гармоничного единства его способностей и жизненных потребностей.

• Основные принципы педагогики – отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством воспитания.

• Процесс получения Знания (по-Знание) не менее важен, чем результат. Искреннее стремление к истинному Знанию – это уже важнейший шаг на пути раскрытия тайн человеческой души (даже если эти тайны человек никогда не сможет или не успеет разгадать!).

• Власть должна принадлежать лучшим представителям рода человеческого (то есть честным, порядочным, справедливым, мудрым, обладающим искусством управления).

• Из двух зол выбирай меньшее. По свидетельству Платона («Протагор»), Сократу принадлежит изречение «Избрать меньшее зло».

• Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть (букв. Non ut edam vivo, sed ut vivam edo – Я не живу, чтобы есть, а ем, чтобы жить).

• Ничего сверх меры! Однажды Сократ воскликнул: «О сколько существует вещей, без которых я могу прожить!».

• После сократовского метода нахождения истины при помощи бесед (диалогов) и споров родилось крылатое выражение «В споре рождается истина».

• Сократовский метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».

С легкой руки Сократа многие «сократовские истины» плавно переросли в крылатые выражения.

***

Считается, что Сократ не создал законченного философского учения. Но он зажег огонь жажды Истины в душах своих многочисленных учеников (взалкавших и возжаждавших Истины!), а они, как новоявленные прометеи, разнесли этот огонь по свету…

Валерий Сидоров


Комментариев нет: