воскресенье, 23 ноября 2008 г.

Кто из русских правителей был потомком двух врагов?


Шведский король Карл XII и царь Петр I в Северной войне решали вопрос о господстве на Балтике. Из противоборства двух стран Россия вышла победительницей, прочно закрепив положение одной из самых сильных морских держав Европы. 

Кто мог предполагать, что судьба двух врагов соединится в их потомке Петре III? В 1724 году русский император выдал дочь Анну за голштейн-готторпского герцога Карла Фридриха. В брачном договоре по требованию Петра Великого супруги отказывались от притязаний на российский престол. Карл Фридрих приходился Карлу XII племянником. 

В 1728 году в столице герцогства городе Киле Анна родила крепкого, здорового мальчика, названного со значением Карлом Петром: в честь Карла XII, двоюродного деда по отцовской линии, и Петра I, деда по линии матери. Родившийся принц был наследником сразу трех престолов: Гольштейна, Швеции и России. 

Его мать Анна умерла в том же 1728 году, а отец уделял все свое внимание не сыну, а вопросу возвращения Шлезвига, силой отнятого Данией еще в начале XVIII века. В этой борьбе он всецело рассчитывал на помощь России. 

Но в 1730 году на русский престол вступила Анна Ивановна, противница голштинских родственников. Она называла кильского принца «чертушкой» и вместо него объявила наследником еще не родившегося сына своей племянницы Анны Леопольдовны. 

Пришлось срочно менять православное воспитание Карла Петра на шведское направление в духе лютеранства и вражды с Россией. Отец настаивал на военном обучении сына, задачей которого со временем стал бы возврат Шлезвига. Мальчик получил офицерский чин, пристрастился к парадам, постоянно вращаясь в военной среде. 

В 11 лет он осиротел, и регентом стал его шведский двоюродный дядя Адольф-Фридрих, будущий король Швеции. Воспитатель оказался грубым, невежественным человеком, который применял рукоприкладство и брань, унижал юного принца. Он привязывал мальчика к столу, ставил коленями на горох, надевал ему на шею картинку с изображением осла, высмеивал перед придворными. 

Детские годы не оставили у Петра III радостных воспоминаний. Он все больше увлекался военным делом, боготворил прусского короля Фридриха II и готовился к тому, что будет избран шведским кронпринцем. Но судьба распорядилась иначе. 

Участники, готовившие дворцовый переворот в пользу дочери Петра I, одновременно выступали за провозглашение наследником престола его внука, юного Петра III. Как только Елизавета Петровна стала царицей, она по их требованию должна была немедленно привезти своего племянника в Россию и не допустить того, чтобы в будущем он стал правителем Швеции. 

В ночь на 26 ноября 1741 года свершился переворот, а в начале следующего года голштинский принц, которому еще не исполнилось четырнадцати лет, оказался в России. Приняв православие, он получил имя Петра Федоровича и официально был объявлен великим князем, наследником русского престола. 

Петр усиленно занимался обучением, проявлял природную сообразительность, превосходную память, пристрастие к военному делу. Великий князь неплохо играл на скрипке, увлекался чтением романов, имел хорошую библиотеку и постоянно ее пополнял. Он любил живопись, занимался коллекционированием скрипок, монет и всевозможных кустарных изделий. 

В 1745 году принц достиг совершеннолетия и был провозглашен правящим голштинским герцогом. Дела герцогства выполняли доверенные лица. 

Государыня постоянно отрывала его от занятий и требовала личного участия в бесконечных балах, различных увеселениях, изнурительных длительных поездках. В юношеские годы Петр часто болел, в одной из очередных поездок он заболел оспой, и крупные отметины на лице остались на всю жизнь. 

С детства одинокий и заброшенный, принц рос вспыльчивым, раздражительным человеком, комфортно чувствуя себя лишь среди солдат. Он несказанно обрадовался прибывшему к нему голштинскому отряду, предпочитал немецкую речь, всегда оставался немцем, страстным поклонником военного могущества и полководческого гения прусского короля Фридриха II. Великий князь отличался ребячливостью, позерством, бравадой, рассказывал о вымышленных событиях, будто бы произошедших с ним. 

Петр часто забавлялся тем, что одевал придворных и слуг в военную форму. Он играл с ними в солдат, учил военному делу, проводил парады в своем помещении. Князь мог менять мундиры по 20 раз на день, изображая то одну, то другую армию, разные рода войск. Каждый, вплоть до егерей и садовников, получал по мушкету и должен был выстаивать на часах в карауле. В коридоре разместилась гауптвахта, куда направлялись провинившиеся. 

Наследник брался обучать не только людей, но и собак. Он с удивительным терпением дрессировал нескольких собак, наказывая их палочными ударами. Если «ученица» убегала, ее разыскивали, и наследник подвергал ослушницу жестоким истязаниям. 

Так или иначе, но со смертью Елизаветы 22 декабря 1761 года императором стал Петр III. Первым актом нового императора было прекращение всех военных действий против Пруссии. 

При Петре III была уничтожена зловещая Тайная канцелярия. В развитие законодательства Анны Ивановны и Елизаветы при Петре III был принят важнейший государственный акт – «Манифест о вольности дворянства». В короткое шестимесячное царствование Петра III была начата секуляризация церковных имений. 

Важность этих мероприятий и их немалое историческое значение для судеб дворянской империи историки давно подтвердили. Несомненно, что государственная политика при Петре III и характеристика личности этого государя находятся в довольно сильном несоответствии. 

Роль Петра III как личности при проведении этих указов была ничтожна. Дворянский историк М.М. Щербатов рассказал одну из ядовитейших легенд о том, как был принят «Манифест о вольности дворянства». Стремясь избавиться от наскучившей ему любовницы Е.Р. Воронцовой и собираясь веселиться с «новопривозною», Петр III объявил, что будет работать со своим секретарем Д.В. Волковым в особой комнате. Последнего действительно заперли в комнате и дали распоряжение подготовить какой-нибудь важный закон. Д.В. Волков собрался с мыслями, вспомнил то, о чем чаще всего говорили сановники, и написал проект «Манифеста о вольности дворянства». Государь же в это время веселился с княжной Е.С. Куракиной. Разумеется, это легенда, но весьма правдоподобная. 

Петр III был личностью глубоко несимпатичной, а его прусская ориентация, равнодушие и нелюбовь к России возбуждали в среде дворянства недовольство, что в итоге привело к очередному дворцовому перевороту и убийству Петра III.
 Иван Пазий

Комментариев нет: